Ремонт грузовиков ЗИЛ




Основные неисправности электропроводки

Основные неисправности электропроводки — повреждение токоведущей части (жил проводов, их наконечников, контактов, зажимов) и изоляции. В первом случае возможно полное прекращение тока при обрыве или увеличение сопротивления при окислении контактов, а также при неудовлетворительной затяжке зажима или пайке соединения. Повреждения изоляции могут вызывать короткие замыкания и утечки тока.

Исправность изоляции проводов проверяется внешним осмотром. При обнаружении оголенного места на проводах низкого напряжения провод надо обмотать изоляционной лентой.

Для определения обрыва провода следует применять контрольную лампу, один контакт которой должен быть соединен с зажимом, а другой — со штырем. Для выявления места обрыва провод с пружинным наконечником присоединяют к корпусу автомобиля, а острием наконечника начинают касаться зажимов цепи в направлении от неработающего прибора к аккумуляторной батарее. При большом расстоянии между зажимами или при их отсутствии можно прокалывать изоляцию провода острием наконечника. Проверка ведется до тех пор, пока лампа загорится. Место обрыва провода будет находиться между точкой касания, в которой лампа загорелась, и ближайшей к ней точкой, где лампа еще не загорелась. Оборванный провод надо заменить. В качестве временной меры можно соединить концы оборванного провода и обмотать место  соединения  изоляционной  лентой.

Место обрыва может быть выявлено также шунтированием. Для этого один конец дополнительного провода присоединяют к зажиму «±» неработающего потребителя электроэнергии, а его другим концом касаются зажимов участка цепи, двигаясь по направлению к источнику тока. Если при шунтировании всего участка цепи потребитель не работает, проверяют надежность соединения последнего с корпусом, а также его исправность.

Вместо лампы для проверки может быть использован вольтметр.

При замыкании провода на корпус следует проверить изоляцию провода. Так как цепь многих потребителей тока защищена предохранителями, обычно цепь, в которой произошло замыкание, немедленно отключается соответствующими предохранителями. Для устранениия замыкания необходимо внимательно осмотреть все провода этой цепи и обнаруженные участки с поврежденной изоляцией обернуть изоляционной лентой. Наиболее вероятно замыкание на «корпус» в местах крепления жгутов проводов скобами, в отверстиях металлических деталей, через которые они проходят, а также около неизолированных наконечников проводов. Изоляция провода, имеющего короткие замыкания, может быть обуглена. Короткое замыкание устраняют отведением участка провода с поврежденной изоляцией от корпуса и обматыванием   провода изоляционной  лентой  или  его  заменой.