Ремонт грузовиков ЗИЛ




Первичный вал делителя

Первичный вал делителя размещен на двух шариковых подшипниках. Передний подшипник с постоянным запасом смазочного материала находится в расточке коленчатого вала двигателя. Задний подшипник расположен в отверстии картера и зафиксирован относительно него стопорным кольцом. В передней части вала имеется шлицевой венец, на котором ставятся ведомые диски сцепления. На заднем конце вала сделаны три зубчатых венца для установки синхронизатора. Крайние венцы имеют зубья меньшей толщины, чем средние, что в сочетании с зубчатым венцом каретки синхронизатора обеспечивает предотвращение самовыключения передач в делителе. На цилиндрической шейке в средней части вала установлен игольчатый подшипник, на котором вращается косозубая шестерня. В осевом направлении шестерня фиксируется с одной стороны торцом зубчатого венца, с другой стороны — буртом втулки, на которую напрессован задний шариковый подшипник первичного вала. На втулке установлено также маслонагнетающее кольцо, зафиксированное от проворота штифтом. Сама втулка зафиксирована от проворачивания на валу призматической шпонкой. Втулка, маслонагнетающее кольцо и подшипник зажаты на валу гайкой.

Вал через подшипник фиксируется в картере крышкой, имеющей расточку под маслонагнетающее кольцо. В крышке имеются две манжеты для исключения течи масла. На цилиндрической части крышки перемещается муфта выключения сцепления. Между крышкой и торцом картера установлена уплотнительная прокладка, а для гарантированного зажима ее и подшипника устанавливаются регулировочные прокладки к подшипнику.

Шестерня первичного вала имеет большой зубчатый венец, находящийся в постоянном зацеплении с зубчатым венцом колеса вторичного (ведомого) вала делителя. Малый зубчатый венец ' на шестерне предназначен для соединения с внутренними зубьями синхронизатора при включении высшей передачи делителя. К цилиндрическому пояску на шестерне приварен конус для взаимодействия с конусным кольцом синхронизатора при выравнивании скоростей деталей в момент переключения передач.

Как указывалось, на первичном валу в упор к подшипнику установлено маслонагнетающее кольцо с винтовой канавкой на наружной поверхности. Между наружной поверхностью кольца и расточкой в крышке первичного вала обеспечивается радиальный зазор 0,2 ... 0,4 мм на сторону. При работе делителя и коробки передач разбрызгиваемое масло поступает на шнек маслонагнета-ющего кольца через отверстие в стенке картера делителя и сквозь шариковый подшипник первичного вала. Винтовая поверхность кольца направляет масло в полость крышки и по наклонным отверстиям первичного вала делителя в полость вала. Далее масло по осевым каналам первичного и вторичного валов коробки передач поступает к радиальным отверстиям вторичного вала для' смазывания, игольчатых подшипников колес вала. Таким образом обеспечено принудительное смазывание подшипников вторичного вала для  исключения выхода их из строя.