Ремонт грузовиков ЗИЛ




Положение пятна контакта зацепления

По мере износа торцов картера редуктора крышки или упорной шайбы увеличивается осевой зазор вала барабана и смещение пятна контакта зацепления. В этом случае нарушается зацепление червячной пары и возрастает-износ зубьев, возможно разрушение венца червячного колеса.

Положение пятна контакта зацепления необходимо периодически проверять и регулировать. Пятно контакта проверяют «на краску» по пятну на зубьях колеса. Положение пятна контакта регулируют после окончания регулировки подшипников вала червяка. Симметричное осевое расположение пятна контакта регулируется соответствующим перемещением вала барабана с червячным колесом в сторону, противоположную смещению пятна контакта. Для этого необходимо убрать или установить прокладки под торец упорной шайбы, закрепленной на валу или заменить ее.

Вал барабана с червячным колесом после регулировки зацепления должен вращаться свободно, но допустимый осевой зазор должен быть не более 0,1 мм. Осевой зазор измеряют на торце вала барабана при перемещении колеса в осевом направлении. Упорная шайба должна быть притянута к валу болтами и закрыта крышкой.

Пятно контакта по высоте зуба регулируют перемещением червяка относительно червячного колеса. Для этого необходимо переложить часть регулировочных прокладок из-под крышки одного подшипника под крышку другого, не меняя отрегулированного предварительного натяга подшипников.

Червячная передача работает надежно только при условии правильного зацепления. Неправильная регулировка пятна контакта и предварительного натяга подшипников является причиной повышенного  нагрева редуктора при  работе.