Ремонт грузовиков ЗИЛ




Промежуточный вал

Промежуточный вал находится в нижней части картера и установлен на двух подшипниках. В коробках передач выпуска до 1972 г. передний роликовый подшипник был без внутреннего кольца, т. е. ролики катались прямо по шейке вала и долговечность подшипника была ограничена. В настоящее время устанавливается роликовый подшипник с внутренним кольцом, которое напрессовано на шейку вала до упора в уступ. Наружное кольцо подшипника зафиксировано в отверстии картера.стопорным кольцом, отверстие закрыто стальной заглушкой. На коробках передач, изготовляемых до 1985 г., заглушка была уплотнена резиновым кольцом. В настоящее время резиновое кольцо не ставится, а стык заглушки с отверстием уплотнен герметизирующей пастой. Задний шариковый подшипник с максимальным числом шариков прессуется на вал до упора в уступ и закрепляется на валу гайкой, которая кернится в паз на валу. Наружное кольцо зафиксировано стопорным кольцом в канавке и зажато алюминиевой крышкой с прокладкой. Шариковый подшипник имеет защитную шайбу, предохраняющую от попадания в него продуктов изнашивания.

В задней части вала нарезан губчатый венец первой передачи. Косозубые шестерни второй, третьей и четвертой передач, колесо привода промежуточного вала и прямозубая шестерня привода блока зубчатых колес передачи заднего хода напрессованы на вал и установлены на сегментные шпонки. Между колесом привода промежуточного вала и шестерней четвертой передачи имеется дистанционная втулка. Все шестерни на валу зафиксированы замочным кольцом, установленным в канавку на валу. Шестерня передачи заднего хода находится в постоянном зацеплении с большим венцом блока зубчатых колес передачи заднего хода. С малым венцом блока зубчатых колес входит в зацепление зубчатое колесо первой передачи и передачи заднего хода вторичного вала при включении передачи заднего хода.

Блок зубчатых колес передачи заднего хода устновлен на оси и вращается на двух роликовых подшипниках, между которыми имеется распорная втулка или пружина. Ось блока зубчатых колес установлена в отверстиях внутренней перегородки и задней стенки картера и зафиксирована стопорной пластиной с болтом. Блок зубчатых колес передачи заднего хода расположен в правой части коробки передач, и его большой венец используется для привода коробки отбора мощности.