Ремонт грузовиков ЗИЛ




Раздаточная коробка

На автомобиле ЗИЛ-131Н для распределения крутящего момента по ведущим мостам применяется раздаточная коробка, которая объединена с редуктором, обеспечивающим получение двух передач. Передаточное число первой передачи 2,08, второй (прямой) передачи — 1,0. Все зубчатые колеса находятся в постоянном зацеплении ( 3.17).

Картер раздаточной коробки и крышка картера отлиты из серого чугуна, их обрабатывают в сборе и применяют в комплекте.

Первичный вал установлен на двух подшипниках, на вал напрессована шестерня со шпонкой, а на передний шлицевой конец — фланец с отражателем, накрытый крышкой с резиновой уплотнительной манжетой.

Соосно первичному валу также на двух подшипниках размещен вторичный вал, выполненный как одно целое с зубчатым венцом. На шлицах вторичного вала имеется фланец с барабаном стояночного тормозного механизма, к которым крепится карданный вал промежуточного моста. Между подщипниками на вторичном валу установлен червяк привода спидометра, в зацеплении с которым находится шестерня привода. В кронштейне тормозного механизма имеется уплотнительная манжета. В постоянном зацеплении с зубчатыми колесами первичного и вторичного валов находится соответственно колесо первой передачи и шестерня второй передачи. На малом зубчатом венце колеса первой передачи находится каретка включения первой передачи, а на зубчатом венце первичного вала — каретка включения второй передачи. Колеса первой и второй передач на игольчатых роликовых подшипниках установлены на валу привода переднего моста. На малом зубчатом венце шестерни второй передачи находится каретка включения привода переднего моста. Вал привода переднего моста установлен на двух подшипниках. На его переднем шлицевом конце имеется фланец, присоединяющийся к карданному валу.

Передачи в раздаточной коробке переключаются с помощью вилок, установленных на двух стержнях. Стержни перемещаются тягами, закрепленными на рычаге управления раздаточной коробкой ( 3.18).

Рычаг расположен в серьге, которая прикреплена на картере коробки передач. Рычаг имеет три фиксированных положения: среднее—нейтральное, заднее, при котором включена вторая (прямая) передача, и переднее — включена первая (низшая) передача. Для предотвращения одновременного включения двух передач служит механизм блокировки шарикового типа, установленный в корпусе фиксаторов. В стержнях напротив шариков механизма блокировки выполнены лунки. При перемещении одного из стержней шарики западают в лунку другого стержня и препятствуют его  перемещению.