Ремонт грузовиков ЗИЛ




Шариковая гайка

При установке сошки на вал следует совмещать установочные метки на валу и сошке. Снимать сошку с вала необходимо только с помощью съемника. Вал сошки имеет в корпусе механизма уплотнение 34 для защиты от загрязнения и утечки масла. Перемещение рейки-поршня по цилиндру в картере рулевого механизма осуществляют винт 7 рулевого механизма и шариковая гайка 8. Шариковая гайка установлена в верхней части рейки-поршня и закреплена в ней установочными винтами 42, раскерненными (для стопорения) в канавке рейки-поршня. Нижний торец рейки-поршня закрыт заглушкой 3. Винт 7 имеет уплотнение 6. Аналогичное уплотнение 25 имеет боковая крышка 24.

Шариковая гайка перемещается по винтовому каналу при вращении винта. С целью уменьшения трения сопрягаемые детали контактируют через шарики 10 (31 шт.), заложенные в винтовые каналы винта и пазы шариковой гайки. В отверстие и паз гайки установлены два штампованных металлических желоба 9 круглого сечения, образующие трубку. При повороте винта шарики перекатываются вдоль канавки, попадают в желоба и по ним возвращаются обратно в винтовую канавку.

Таким образом достигнута циркуляция шариков, что обеспечивает долговечность узла и высокий КПД.

Винт рулевого механизма проходит через промежуточную крышку 12, на которую крепится клапан управления 17, с уплотнениями 14 и 41. Винт закреплен в механизме двумя упорными шариковыми подшипниками 13, между которыми установлен золотник 16 клапана управления. В корпусе клапана 17 имеется шариковый клапан 15, допускающий работу рулевого механизма без усилителя.

В торце корпуса клапана имеются расточки, позволяющие золотнику вместе с винтом перемещаться в осевом направлении на 1,1 мм в каждую сторону. В среднее положение винт с золотником возвращается под действием шести пружин 39 и реактивных плунжеров 40. Плунжеры находятся под высоким давлением масла (от насоса), а пружины зажаты гайкой 19 (через шайбу 18), стягивающей винт с золотником. К корпусу клапана управления присоединены два шланга для подвода (отвода) масла.