Ремонт грузовиков ЗИЛ




Шатун

Шатуны, штампованные из стали 40Р, термообработаны до твердости 217 ... 248 HV ( 2.15). Каждый шатун состоит из верхней головки, стержня и разъемной нижней головки. Стержень 1 шатуна двутаврового сечения. Полки стержня шириной ,18 мм соединены стенкой 5 толщиной 4 мм. Наружная поверхность шатуна обдувается стальной дробью диаметром (1 ± 0,2 мм). Обдувка дробью создает положительные напряжения в поверхностном слое, что заметно увеличивает сопротивление усталости шатуна.

В    верхней    головке    2    расточено    отверстие    диаметром

29,5_о ,озо мм, в которое запрессована втулка 4 из бронзы БрОЦС 4-4—2,5. Натяг втулки 0,147 ... 0,200 мм. После запрессовки втулки в верхней головке шатуна сверлят ступенчатое отверстие 3 для смазывания поршневого пальца. Окончательно внутреннее отверстие втулки под поршневой палец обрабатывают после сверления отверстия диаметром 27io ,oo3 мм.

Размерные группы поршневого пальца и отверстия во втулке верхней головки шатуна должны совпадать. При этом зазор между пальцами и втулкой составит 0,0045 ... 0,0095 мм. При таком зазоре поршневой палец входит в отверстие втулки под легким нажимом.

Износ втулок верхних головок шатунов в процессе эксплуатации незначителен. Интенсивность изнашивания для обычных условий эксплуатации составляет 0,16 ... 0,20 мкм на 1000 км пробега. При ремонте изношенных втулок допускается их развертывание под соответствующий ремонтный размер поршневого пальца или замена изношенной втулки на новую с последующим ее развертыванием под номинальный размер поршневого пальца. При замене втулки после запрессовки до развертки ее прижимают к стенкам отверстия с помощью специального инструмента, диаметр которого на 0,5 мм меньше диаметра окончательно обработанного отверстия   под  поршневой   палец.