Ремонт грузовиков ЗИЛ




Подшипниковые узлы двигателя

Подшипниковые узлы двигателя состоят из вкладышей коренных и шатунных подшипников, втулок распределительного вала и упорного подшипника коленчатого вала. Коренные и шатунные вкладыши биметаллические тонкостенные. Основой вкладышей служит стальная лента (сталь 08), антифрикционный слой из сплава на основе алюминия, олова и меди.

Втулки распределительного вала также биметаллические с антифрикционным слоем из свинцовисто-оловянисто-сурьмяни-стого   сплава   СОС 6-6.

Упорный подшипник коленчатого вала изготовлен, как и вкладыши коленчатого вала, из биметаллической сталеалюминие-вой ленты с антифрикционным слоем из сплава на основе алюминия, олова и меди.

Вкладыши шатунных подшипников взаимозаменяемые, имеют длину на 0,050 ... 0,075 мм больше чем периметр отверстия в нижней головке шатуна. При затяжке вкладышей в шатуне это обеспечивает плотное прилегание их к постели. В плоскости соприкосновения диаметр вкладыша на 0,3 ... 1,0 мм больше диаметра постели. Поэтому при установке в шатун и крышку вкладыши удерживаются   в   них  силами  упругости.

От осевого смещения и проворачивания, в постели вкладыши ограничены специально отогнутым участком (усиком) размером 5x5,5 мм. Для подачи масла на стенку цилиндра во вкладыше шатунного подшипника просверлено отверстие диаметром 4 мм, расположенное под углом 33° к вертикальной оси. Ширина вкладыша примерно на 2 мм меньше ширины постели, поэтому при отклонениях в размерах в пределах установленных допусков края вкладыша не выступают за пределы нижней головки шатуна.

Для компенсации изменения зазора в подшипнике на плоскости разъема из-за смещения крышки в пределах, обусловленных возможным односторонним выбором зазоров между шатунным болтом, телом шатуна и его крышкой, на краях вкладыша на всю его ширину выполнены скосы глубиной 0,012 ... 0,035 мм и длиной 4 ... 8 мм.