Ремонт грузовиков ЗИЛ




потенциал эмиттера

Прерыватель работает следующим образом. В исходном состоянии при включенном выключателе S1 и нейтральном положении переключателя S2 все транзисторы задающего генератора закрыты, так как потенциал базы транзистора VT1, определяемый делителем напряжения Rl, R2, ниже, потенциала эмиттера, который задается резисторами R4, R5. Транзистор VT1 закрыт и, соответственно, закрыты транзисторы VT2, VT3, так как каждый предыдущий транзистор включен в цепь тока базы последующего. При закрытом транзисторе VT3 ток через обмотку реле К.1 не проходит и его контакты замкнуты.

При включении переключателя указателей поворота S2 в одно из крайних положений по цепи R5, R6, VD1 — зажим Я прерывателя — замкнутые контакты переключателя S2 — обмотки реле К2, КЗ — нити сигнальных ламп начинает протекать ток. Потенциал эмиттера транзистора VT1 при этом снижается, так как параллельно резистору R4 подключаются резистор R6, диод VD1, обмотки реле К2, КЗ, нити сигнальных ламп. Сопротивлением диода, обмоток реле, нитей сигнальных ламп по сравнению с резисторами можно пренебречь. Транзистор VT1 открывается, что приводит к открыванию транзисторов VT2 и VT3. При открывании транзистора VT3 подается напряжение на обмотку реле К1, и контакты его замыкаются. При этом нити сигнальных ламп через обмотки реле К2, КЗ, имеющие малое сопротивление, подключаются непосредственно к аккумуляторной батарее, сила тока, протекающего через них, увеличивается, и лампы загораются. При этом ток протекает по цепи: зажим «-+-» аккумуляторной батареи, указатель тока, выключатель приборов 5/, контакты 1 и 6 выключателя аварийной сигнализации S3, замкнутые контакты реле К1, контакты переключателя поворотов S2, обмотки реле К2, КЗ, нити сигнальных ламп тягача и прицепа.

При замыкании контактов реле К1 потенциал эмиттера транзистора V77 повышается, так как через резистор R6 и диод VD1 ток прекращается. Однако транзистор V77 остается в открытом состоянии вследствие того, что в этот момент начинается заряд конденсатора С1 по цепи: зажим «+» прерывателя, контакты реле 7(7, конденсатор С1, резистор R3 и далее по двум параллельным ветвям: резистор R1, корпус автомобиля и база — эмиттер транзистора VT1, резистор R4, корпус автомобиля. Ток заряда конденсатора С1 создает на резисторе R1 дополнительное смещение, и пока конденсатор заряжается, транзистор VT1 остается открытым.