Ремонт грузовиков ЗИЛ




Шариковый предохранительный клапан

Масло в зоне всасывания подается с обеих сторон ротора через два окна в корпусе и два углубления в распределительном диске, расположенные напротив окон. Окна в корпусе и углубления в распределительном диске соединены шестью отверстиями в статоре. Торцы статора уплотнены резиновыми кольцами 30. Масло, попавшее между лопастями, вытесняется в полость нагнетания, а оттуда через отверстия распределительного диска, калиброванное отверстие К и канал 14 в крышке поступает в шланг высокого давления.

Пазы ротора под лопастями соединены каналами и отверстиями с полостью в крышке насоса, поэтому давление масла на прижимаемые центробежной силой к статору лопасти действует в том же направлении, что и эта сила. С этой же полостью соединена и разгрузочная камера на торце корпуса, что предотвращает задир трущихся поверхностей при работе в тяжелых условиях (на предельных давлениях масла).

Количество масла, поступающего в систему, ограничивается перепускным клапаном 15, открывающимся в результате разности давления 150.кПа до и после калиброванного отверстия. Разность давления возникает при частоте вращения вала насоса около 750 мин"1 (коленчатый вал двигателя при этом вращается с частотой около 500 мин"1). Подача насоса при этом составляет около 12 л/мин.

Шариковый предохранительный клапан, помещенный в перепускной клапан, открывается при давлении 6500...7500 кПа и соединяет с полостью слива полость под перепускным клапаном, который тоже открывается, так как расход масла через шариковый клапан ограничен калиброванным отверстием. Таким, образом от крывается проход в бачок основной части перепускаемого масла. Чем больше масла подает насос, тем больше перепускается его через клапан обратно в бачок, т. е. подача масла в систему не увеличивается.

Максимальная подача насоса при частоте вращения вала 2000 мин"1 не превышает 16,5 л/мин, минимальная (в режиме холостого хода двигателя) — 9,5 л/мин. Под седло 12 клапана 11 с пружиной 13 установлены регулировочные прокладки.