Ремонт грузовиков ЗИЛ




Шатунные    болты

 Нижняя головка шатуна с прямым разъемом. Ее наружный размер (99,71о, 4б) мм позволяет устанавливать поршневой комплект сверху, через гильзу цилиндра. Крышка 7 шатуна съемная, изготовлена из стали 40 и подвергнута     термообработке    до твердости 217 ... 248 HV. Крышка соединена с шатуном двумя болтами 8   с накатанной резь-убой    Ml 1x1,    которые    точно фиксируют     ее,     ограничивая перемещение       в       пределах 0,000 ... 0,045    мм.      Окончательно    отверстие    в   нижней головке шатуна  под вкладыши обрабатывают в сборе с крышкой при нормально затянутых шатунных болтах.   Момент  затяжки  должен  быть   в  пределах  56 ... 62 Н-м.  Для  повышения  прочности  болтов резьба на них выполнена с закругленной впадиной и по первому классу точности. Диаметр отверстия после окончательной обработки 69,5+а-018 мм и шероховатость поверхности не ниже Ra 0,5. Такая обработка обеспечивает хорошее прилегание вкладышей к постели и надежную их работу, так как позволяет хороший отвод теплоты, возникающий при работе шатунного подшипника. При неплотном прилегании вкладыша к постели на отдельных участках ее поверхности часто выкрашивается антифрикционный слой вкладыша.

Шатунные    болты     изготовляются из стали 40ХН и подвергаются термообработке до твердости 29 ... 35 HRC3. Структура термообработанного болта: сорбит тонкого строения без свободного феррита.

Применяют два способа фиксации момента затяжки шатунного болта: бесшплинтовый и шплинтовый ( 2.16). При бесшплинтовом способе (см.  2.15) в резьбовой части шатунного болта отверстие под шплинт отсутствует. Корончатая гайка заменяется специальной укороченной, а между опорной поверхностью на крышке шатуна и гайкой устанавливается плоская стальная шайба диаметром 17,5x11,5 и толщиной не менее 1,4 мм с твердостью 38 ... 42 HRQ.

В теле шатуна на верхней половине его нижней головки имеется специальное ступенчатое отверстие 6 с выходным диаметром 1,5 мм. Через него масло поступает на стенку цилиндра при пуске и прогреве двигателя, когда количество вытекающего масла через шатунный подшипник еще не достаточно для смазывания цилиндра.